Процесс создания документа аналогичен БДР — мы формируем таблицу, в которой указываем ожидаемые доходы и расходы. Однако необходимо также учесть остаток на счетах — сумму денежных средств, имеющихся в бизнесе на начало отчетного периода. Давайте рассмотрим этот процесс пошагово:
Шаг 1. Определить остаток средств на начало периода. БДДС планируют заранее, а не 1 января. Поэтому нужно рассчитать, сколько денег будет у компании на начало следующего периода. Для этого нужно:
- выяснить, сколько денег на балансе компании в текущий момент;
- посчитать и прибавить все ожидаемые доходы до конца текущего года;
- спрогнозировать и вычесть все ожидаемые расходы до конца текущего года.
Сумма, которая получилась, — и есть остаток, с которого нужно начинать построение БДДС.
Шаг 2. Спрогнозировать доходы. Внести все ожидаемые доходы по месяцам, учитывая дату фактического поступления денег на счет. Например, в январе — 800 тысяч рублей от клиентов, в феврале — 1,9 миллиона от клиентов плюс аренда и проценты по депозиту.
В зависимости от источников поступления, занести доход в соответствующий раздел таблицы: операционная, инвестиционная или финансовая деятельность.
Шаг 3. Спрогнозировать расходы. Как и в предыдущем шаге, нужно занести все расходы по месяцам в соответствующие разделы таблицы.
Шаг 4. Рассчитать чистый денежный поток. Тут все просто: берем остаток на начало периода, прибавляем все ожидаемые доходы и вычитаем расходы.
Если чистый денежный поток положительный, значит у компании хватит денег, чтобы рассчитаться с поставщиками, подрядчиками и выплатить зарплату сотрудникам. Если отрицательный, даже в каком-то одном месяце — это кассовый разрыв. Нужно найти способ, чтобы в нем не оказаться: ускорить поступления от клиентов или привлечь дополнительное финансирование.