БДР и БДДС: что это, как считать и как сформировать в 1С
17.04.2025
Финансы

Содержание:

БДР и БДДС: что это, как считать и как сформировать в 1С

Прибыль есть, а денег нет — типичная картина, когда в компании нет планирования финансов. БДР и БДДС — те самые таблицы, которые помогают не попадать в кассовые разрывы и заработать ожидаемую прибыль. Подробнее о них — в статье.
Что такое БДР
Бюджет доходов и расходов (БДР) — это инструмент, который помогает компаниям планировать свои финансовые показатели. Он составляется на год вперёд. Сначала в него вносятся предполагаемые доходы и расходы по различным статьям. Затем фактические значения сравниваются с планом.
По сути, БДР — финансовый план. Вот так он может выглядеть в модуле 1С:P&L
Главная цель БДР — спланировать все поступления и платежи так, чтобы к концу планируемого периода выйти на цель по чистой прибыли.
Предположим, компания планирует за год заработать 12 миллионов рублей. Чтобы выйти на годовую цель, у компании ежемесячно, после всех расходов должно оставаться около одного миллиона рублей.

Каждый месяц компания тратит 600 тысяч рублей: расходы на производство (себестоимость) — 400 тысяч, административные расходы — 100 тысяч и маркетинговые расходы — 100 тысяч рублей. Получается, ежемесячная выручка компании должна быть не меньше 1,6 миллионов рублей. Это значение может превратиться в ежемесячный план по выручке.
Если в каком-то месяце выручка окажется меньше или больше, компания может перераспределить план — добавить недостающую сумму в следующем месяце или, наоборот, скорректировать в меньшую сторону.
Что такое БДДС
Бюджет движения денежных средств (БДДС) — это таблица, которая помогает навести порядок в поступлениях и списаниях, а также управлять денежными потоками. В БДДС можно спланировать, какие суммы должны поступить на счета, когда и откуда. Также можно определить, какие суммы должны быть списаны со счетов, куда и когда.
Так может выглядеть БДДС в модуле 1С:P&L
Главная цель БДДС — помочь бизнесу управлять финансами, чтобы предотвратить нехватку денег для выполнения финансовых обязательств.
Представим, что компания хочет в следующем месяце получить от клиентов 1 млн рублей, еще 200 тысяч — доходы от инвестиций. А расходы на оплату поставщикам, зарплату и налоги — 1,3 миллиона. Поскольку расходы в текущем месяце превышают доходы на 100 тысяч рублей, компания может столкнуться с кассовым разрывом.
БДДС помогает заранее узнать о такой ситуации, и компания может предпринять меры, чтобы предотвратить кассовый разрыв: ускорить получение платежей от клиентов, отсрочить выплаты поставщикам или привлечь краткосрочные заемные средства.
Чем БДР отличается от БДДС
Обе таблицы помогают планировать финансы, но используют их для разных целей: 
  • БДР — отслеживать выполнение финансовых показателей: чистой прибыли, рентабельность и другие.
  • БДДС — распоряжаться финансами компании эффективно и не попадать в кассовые разрывы.
Еще одно важное отличие — метод формирования: 
В БДР используется метод начисления, когда движение денег признается доходом или расходом по факту выполнения обязательств. 
Например, если компания получила предоплату в апреле, а услуга оказана в мае, сумма должна быть отражена в БДР как доход в мае. То же самое с расходами: если компания заплатила подрядчику в апреле, а приняла его работу в мае, то расход ляжет на май.
БДДС формируется по кассовому методу. Тут все просто: суммы признаются доходом или расходом в момент совершения операции по счету.

Например, предоплата клиента в апреле за услуги, которые будут оказаны в мае или позже, попадают в доход апреля. А оплата подрядчику, совершенная в мае, попадет в расходы мая.
Так, одна и та же операция попадает в разные периоды БДР и БДДС. И это нормально.
Когда компания планирует расход, она заполняет одновременно два документа: БДР, чтобы проконтролировать, бьется ли эта сумма с финансовым планом и БДДС, чтобы спланировать денежные потоки.
Как составить БДР: пошаговый план
По структуре БДР напоминает ОПиУ (отчет о прибылях и убытках) и состоит из двух основных разделов:
  • Доходы — это все поступления, которые компания ожидает в отчетном периоде.
  • Расходы — это все затраты, которые компания планирует понести в ходе своей деятельности.
Чтобы составить БДР, нужно сначала разобраться, из чего будут формироваться доходы, а потом — какие будут расходы. Пошагово это выглядит так:

Шаг 1. Соберите доходную часть. Обычно доходы включают:

  • Выручку от продаж товаров и услуг.
  • Прочие доходы, например, доходы от аренды, поступления от инвестиций или прочие доходы.
Необходимо принимать во внимание как регулярные источники финансирования, так и поступления, которые носят периодический или разовый характер, но могут быть спрогнозированы.

Шаг 2. Определите расходы. Расходы можно разделить на несколько групп:

  • Себестоимость: затраты на производство товара или услуги.
  • Операционные расходы: аренда, зарплата, маркетинг.
  • Административные расходы: зарплаты управленцев, налоги, амортизация.
Каждую статью расходов важно детализировать, чтобы лучше понимать куда именно будут уходить деньги.

Шаг 3. Оцените планируемые доходы и расходы. Если доходы превышают расходы и ожидаемая чистая прибыль по итогам года соответствует финансовым целям, это здорово. Если показатели не дотягивают до желаемых или вовсе намечается убыток, нужно решать, как увеличить доходы или сократить расходы.

БДР — гибкий инструмент, который можно корректировать в течение года. Поводы пересмотреть бюджет могут быть самые разные: увеличили расходы в одном направлении, запустили новый продукт или просто изменилась ситуация в бизнесе. Своевременные изменения в БДР помогут вовремя заметить отклонения от плана и контролировать баланс между доходами и расходами.
Как составить БДДС: пошаговый план
БДДС состоит из трех основных разделов, в которых отражены расходы и доходы. Каждый раздел отвечает за определенный тип деятельности компании:
  • Операционная деятельность. В этом разделе основные источники дохода — это выручка от реализации товаров или услуг. В то же время, среди основных статей расходов можно выделить оплату поставщикам, заработную плату сотрудникам, арендные платежи и налоговые отчисления.
  • Инвестиционная деятельность. Источником прибыли может быть реализация или сдача внаем технических средств, а затраты могут быть связаны с приобретением нового оборудования, покупкой недвижимости или инвестициями в новые проекты.
  • Финансовая деятельность. В структуре доходов могут присутствовать кредиты или займы, а в составе расходов — платежи по займам, процентные выплаты по кредитам, а также дивиденды.
Процесс создания документа аналогичен БДР — мы формируем таблицу, в которой указываем ожидаемые доходы и расходы. Однако необходимо также учесть остаток на счетах — сумму денежных средств, имеющихся в бизнесе на начало отчетного периода. Давайте рассмотрим этот процесс пошагово:

Шаг 1. Определить остаток средств на начало периода. БДДС планируют заранее, а не 1 января. Поэтому нужно рассчитать, сколько денег будет у компании на начало следующего периода. Для этого нужно:

  • выяснить, сколько денег на балансе компании в текущий момент;
  • посчитать и прибавить все ожидаемые доходы до конца текущего года;
  • спрогнозировать и вычесть все ожидаемые расходы до конца текущего года.
Сумма, которая получилась, — и есть остаток, с которого нужно начинать построение БДДС.

Шаг 2. Спрогнозировать доходы. Внести все ожидаемые доходы по месяцам, учитывая дату фактического поступления денег на счет. Например, в январе — 800 тысяч рублей от клиентов, в феврале — 1,9 миллиона от клиентов плюс аренда и проценты по депозиту.

В зависимости от источников поступления, занести доход в соответствующий раздел таблицы: операционная, инвестиционная или финансовая деятельность.

Шаг 3. Спрогнозировать расходы. Как и в предыдущем шаге, нужно занести все расходы по месяцам в соответствующие разделы таблицы.

Шаг 4. Рассчитать чистый денежный поток. Тут все просто: берем остаток на начало периода, прибавляем все ожидаемые доходы и вычитаем расходы.

Если чистый денежный поток положительный, значит у компании хватит денег, чтобы рассчитаться с поставщиками, подрядчиками и выплатить зарплату сотрудникам. Если отрицательный, даже в каком-то одном месяце — это кассовый разрыв. Нужно найти способ, чтобы в нем не оказаться: ускорить поступления от клиентов или привлечь дополнительное финансирование.
Как сформировать БДР и БДДС в 1С
В базовой версии 1С не получится сформировать БДР и БДДС из-за ограничений функционала. Например, нельзя изменять конфигурацию, формировать отчеты по нескольким юрлицам, учитывать деньги, которые не отражены в банке или кассе. Поэтому предприниматели ведут учет сразу в нескольких программах, а бюджет считают в таблицах. Это неудобно.

Модуль P&L снимает необходимость работы с разными сервисами и таблицами. Помогает построить любые документы прямо в 1С.
Чтобы сформировать нужный документ в модуле P&L, нужно сделать несколько простых действий:
  1. Настроить структуру. Она состоит из групп, статей и рассчитываемых показателей. При установке модуля создается типовая структура отчета, которую можно взять за основу. Для построения БДДС используется структура ДДС, для БДР — структура ОПиУ.
Так выглядит структура отчета ДДС в модуле P&L. В нее можно добавлять или удалять новые статьи и группы статей, при необходимости
2 . Создать финансовый план. В разделе «Управленческие документы» нужно выбрать соответствующий финансовый план и нажать кнопку «Создать».
В разделе «Управленческие документы» собраны все необходимое для финансового планирования в 1С
3 . Внести прогнозируемые доходы и расходы. Дальше все просто: нужно отразить доходы и расходы по статьям на определенный месяц, как в обычной таблице Excel.
Доходы и расходы нужно вносить только в статьи, в группах сумма считается автоматически
После того, как все суммы будут внесены, документ готов. Когда прогнозируемый период начнется, вы можете включить вариант отображения «P&L план-факт», чтобы контролировать выполнение плановых показателей и предотвращать кассовые разрывы.

Онлайн-экскурсия по автоматизации финансов eeee

Эксперт расскажет про модуль P&L, покажет как с его помощью решить задачи вашего бизнеса и рассчитает стоимость внедрения